Анатомический театр
Представьте человека. Мужчину или женщину. На ваш вкус.
Посмотрите внимательно на одежду и аксессуары. Цвет, стиль, фасон, акцент, степень изношенности и загрязнения, хорошо ли сидит?
Теперь мысленно снимите с человека одежду. Канал у нас целомудренный, поэтому нижнее бельё оставьте. Оцените фигуру. Какова она? Спортивная, подтянутая с прорисовкой бицепсов? Или дряблая, обвисшая, расхлябанная?
Следующий шаг. Мысленно поместите человека на анатомический стол и произведите вскрытие. Аккуратно выньте внутренние органы. Осмотрите их. Какого цвета легкие? Разлагается ли печень? Есть ли камни в почках? Не выбрасывайте, поместите в специальный контейнер.
Продолжаем. Деликатно работая скальпелем удалите мягкие ткани. Если вы педантичны, то скоро останется только скелет...
Этот натурный мысленный эксперимент имеет прямое отношение к стратегии. Люди воспринимают стратегию по-разному.
На стратегию можно смотреть как на верхнюю одежду. Этим грешат маркетологи, пиарщики, бренд-менеджеры и дизайнеры. Они думают, что смена стратегии — это шопинг в Италии. (Клинический случай: не реальный шопинг, а фантазия о том, как буду выглядеть, когда куплю себе плащ в Милане.)
Тех, кто много работает с деньгами, быстренько раздевают стратегию и оценивают "фигуру". В первую очередь их интересует упругая финансовая модель. А уж во что она завернута — дело десятое.
Те, кто делает бизнес-модели понимают, что фин. модель не берется из воздуха, он производна. И смотрят на стратегию как на совокупность "органов". Надо, чтобы каждый орган был здоров и выполнял свою функцию.
Совсем мало тех, кого интересует "скелет". Опорный движущий механизм всей этой конструкции. Без скелета комплекс "Органы-Фигура-Одежда" тупо никуда не идет. Валяется бесформенной массой.
Чтобы куда-то идти нужен скелет. Стратегия — это в первую очередь скелет. На скелет навешиваются органы. Покрываются кожей и превращаются в фигуру. И только потом идет одежда. Не наоборот.
А как вы смотрите на стратегию? Как на одежду, фигуру, органы или скелет?