July 20, 2023

Движущая сила  

Очаровательное заблуждение связано с первой фазой создания стратегии. Идея формулируется примерно так: разработка стратегии начинается с прекрасной мечты о будущем.

Намечтай мечту! Если речь идет о стратегии бизнеса, то рекомендуют создать видение великого будущего, а если о личной стратегии, то придумать образ идеального "Я".

Пока великий Дэниэл Канеман не опубликовал работу "Думай медленно, решай быстро", то опровергать эту мысль было тяжело. Вам тыкают в лицо позитивную психологию Мартина Селингмана и советуют "научиться оптимизму". Все что остается, просто сказать "стратегия так не работает, работа над стратегией начинается с формирования проблемного поля, всегда".

Почему?

Лучше начать с азов.

Поговорим о движущей силе.

Движущая сила — физическая сила или энергия — причина движения и/или изменения скорости и/или направления движения.

Движущие силы неодушевленных объектов исчерпываются законами физики. Сила тяжести, трение, аэродинамическое сопротивление, электрическое или магнитное поле, разница в температуре или давлении — примеры таких сил.

Человеку доступен особый класс движущих сил — это стремления. Многообразие стремлений человека можно свести к двум группам: (а) стремление избежать потерь, (б) стремление получить выгоду.

Важный вопрос: какие стремления сильнее?

Слово мистеру Канеману.

Стремление избежать потерь сильнее стремления получить выгоду.

Фрагменты:

  • Один таракан испортит вид миски клубники, но одна очаровательная клубничка не улучшит миску, полную тараканов.
  • "Сердитые лица" обрабатываются в мозгу быстрее "счастливых лиц". Сердитое лицо выделяется среди счастливых лиц, но счастливое лицо почти незаметно среди сердитых.
  • Слова с отрицательным эмоциональным зарядом (война, преступление) быстрее привлекают внимание, чем слова с зарядом положительным (мир, любовь).
  • Слово "рвота" вызывает реальную физиологическую реакцию, только в ослабленной форме.
  • Мозгу требуется меньше четверти секунды, чтобы распознать угрозу в словах "по-моему, эвтаназия приемлема / неприемлема".
  • Один проступок может разрушить многолетнюю дружбу.
  • Если я что-то приобретаю благодаря вашим уступкам, а вы что-то теряете, то ваша боль будет сильнее моего удовлетворения.
  • Животные отчаяннее сражаются ради сохранения того, что имеют, чем ради наживы.
  • Младенцы приходят в мир с готовностью реагировать на боль (плохо) и, лишь отчасти, на сладкий вкус (хорошо).
  • Для стабильного брака отношение положительных взаимодействий к отрицательным должно быть не меньше, чем 5:1.
  • Гольфисты играют лучше, когда не гонятся за призовыми очками, а стараются избежать ошибки.
  • Информация о чем-то плохом обрабатывается тщательней.
  • Мотивация личности сильнее, когда она избегает плохих самоопределений, чем когда работает над хорошими.
  • От плохих родителей последствий больше, чем от хороших.
  • Неприятные впечатления формируются быстрее и они более устойчивы.

Так работает психология и биология. В мозге есть механизм, который отдает приоритет дурным вестям. Когда мы начинаем разработку стратегии с формирования проблемного поля, то просто его используем.

И ещё. Когда мы говорили о движущей силе, то говорили о скорости. Так вот. Информация об угрозах передается по сверхскоростному нервному каналу, а вот быстрых механизмов по распознаванию "хороших вестей" не обнаружено.

Плохое быстрее хорошего. Что, в принципе, логично, ускорение передачи импульса даже на несколько сотых долей секунды повышает шансы на выживание животного при столкновении с хищником.

Неочевидный вывод: развиваетесь медленно? Вы просто слишком позитивный.

Хотите развиваться быстрее? Снимите розовые очки и примерьте черные.

Ах, да. Как и все животные, мы — люди — живо реагируем на яркие позитивные сигналы. Например, к кормежке и спариванию. Маркетологам хорошо известна наша слабость. Однако опасности мы все равно ставим выше возможностей.

А как же стремление к счастью?

"Счастье, — для девочек." — Проект "Анна Николаевна".