Ох уж эти пророки...
Но к планам относятся с таким священным трепетом, будто их лично доставляет Моисей с горы Синай.
Давайте снизим градус пафоса. План — это просто литературное и/или визуальное произведение. Не более того.
План — это форма, контейнер, оболочка. Внутри обитают надежды, мечты и грезы. Цифры и факты придают плану научную респектабельность, но суть не меняется. План — это фантазия на заданную тему, где положение человека, компании или государства чуть более завидно, чем положение без плана.
Мы заключаем попытку создания будущего в жесткую оболочку и надеемся, что принцип кувалды поможет его реализовать. К сожалению, это не работает.
У плана-как-формы есть недостатки: (а) планы предназначены для стабильных систем, (б) планы предназначены для неодушевленных объектов, (в) планы требуют драконовских жертв.
Планы годятся только для стабильных систем. В терминологии Талеба, планы хрупки. Планировщики вообще не рассматривают непредсказуемые кризисы как часть среды. Предполагается, что на стадии планирования вы можете так круто предвидеть будущее, что на каждый кризис стелите соломку заранее.
Маргиналии. Если вы так круто можете предвидеть будущее, то зарабатывайте ставками на спорт. Пророки, б...ь.
Планы годятся только для неодушевленных объектов. Этот вопрос мы подробно разобрали. Самосаботаж, ветреность союзников и враждебность врагов, делает план бесполезным. Любая нештатная ситуация включает режим импровизации, так же известное как ручное управление.
Планы всегда требуют драконовских жертв. У вас есть план продаж? Чудно. Вопрос: кто будет уволен за срыв плана продаж? ... Никто? Поздравляю. У вас нет плана продаж. Планы не работают без ответственного за его реализацию. А ответственность невозможна без наказания. Чем жестче, тем лучше.
Запуганные люди в стабильных системах управляют неодушевленными объектами — вот идеал планирования. Унылая картина, показанная десятками антиутопий. "Мы", "Время", "Эквилибриум", "451 градус по Фаренгейту" и т.д.
К счастью, план — не единственная форма для устремлений в будущее.
Есть литературно-визуальная форма, которая создана для людей, питается кризисами и смеётся над ошибками.