June 15, 2023

Простые смертные и небожители — 2nd Edition

"Великие компании, как показывает опыт Lego, создают великие товары и услуги." — пишет папа маркетинга Филип Котлер.

Здесь логическая ошибка. Причина и следствие поменялись местами.

Великими компаниями становятся благодаря великим товарам и услугам. Сначала маленький, слабый и неизвестный создает что-то значимое, а потом становится великим.

Ноунейм CD Project RED выпускает серию Witcher и становится иконой игрового мира. Четыре неизвестных парня играют странную музыку в ночных клубах Гамбурга и становятся легендарной The Beatles. Мать-одиночка пишет непривычные книги о Гарри Поттере и преображается в "маму Ро" — одну из самых известных писательниц современности.

Нельзя получить молоко без коровы. Нельзя менять местами причину и следствие. Особенно, если мы говорим о стратегии.

Считается, что стратегия — это удел небожителей — больших, толстых, богатых и сильных. Я думаю иначе. Стратегия — это удел простых смертных — маленьких, тощих, бедных и слабых.

Стратегия не нужна сильным потому что у них есть… сила. Зачем стратегия, если на скорости под 180 сотрудник ДПС берет "под козырек", дети учатся в лучших университетах мира, деньги инвестированы во все возможные активы и любой вопрос решается по звонку? Можно просто вещать миру "Я — потрясающий человек, легко порхающий по самым шикарным отелям мира, причем все это я делаю стильно".

Как думают небожители? Если проблему можно решить за деньги, значит у вас нет проблемы. Как думают простые смертные? Будет курочка, сварит и дурочка, а ты так спробуй.

Очарование стратегии в том, что она демократична. В лавалитовом мире достается простым смертным и богам-олимпийцам. Пандемия повлияла на представление небожителей о способности жить долго. Боевые действия на территории Украины повлияли на представление небожителей о способности защитить своё состояние.

Чем больше хаоса, тем больше демократии. Возможности открываются всем. Стратегия позволяет простым смертным взойти на Олимп, возглавить список Forbes и создать новое богатство. Не верите? Погуглите имя "Евгений Пригожин".

Социолог Питирим Сорокин исследовал феномен социальной мобильности в условиях бедствий и пришел к выводу, что катастрофы — это возможность сменить географическую локацию и место в социальной иерархии. Я вижу это постоянно. Люди снимаются с насиженных мест и переезжают. Если бы не "обстоятельства", они бы не делали этого. А так... пакуют чемоданы в поисках лучшей доли. Иногда это дорога на Олимп. Но без гарантий.

Не совершайте логической ошибки. Стратегия нужна Давиду и не нужна Голиафу. Украине не нужна стратегия для борьбы с Донбассом, но, если за Донбассом стоит Россия, то... России не нужна стратегия для борьбы с Украиной, но, если за Украиной стоит США, то...

Олимпийцы могут положиться на референтов, а простым смертным нужны персональные стратегические навыки. Корпорация может обойтись без стратегии, а стартап — нет. Рогозин может, а Маск – нет. (Дмитрий Олегович Рогозин возглавлял "Роскосмос" с 24 мая 2018 по 15 июля 2022 года. С нетерпением жду сравнительных показателей "Роскосмоса" и "SpaceX" за это время.)

Стратегия нужна небожителю когда есть угроза потерять звездный статус. Или уже вышвырнули с Олимпа и нужно реализовать угрозу терминатора "I'll be back".

Итак, кому нужна стратегия?


Младшая версия: Простые смертные и небожители — 1st Edition