October 20, 2022

Лавалитовый мир — 2nd Edition

Я живу в лавалитовом мире. Здесь земля шевелится под ногами и новые формы.

Скажи мне 20 назад, что Путин все ещё будет президентом и начнет военную операцию против чемпиона Высшей лиги КВН, я был бы удивлён. Лавалитовый мир таков: сходишь с ума или престаёшь удивляться.

Лавалитовый мир: метафора

В 1977 году фантаст Филип Фармер написал роман о Лавалитовом мире — "карманной" вселенной, лишенной постоянства и предсказуемости. В Лавалитовом мире ландшафт меняется непрерывно. Гора становится долиной в течение дня. Ориентиров для движения почти нет, магнитного полюса нет и компас никуда не показывает. Местная луна время от времени "прилепляется" к планете, а в произвольном месте "отрывается" кусок сходного размера и становился спутником.

Название происходит от Лавовой лампы (lava lite), в которой расплавленный парафин образует постоянно меняющийся узор. Такие лампы появились в США незадолго до выхода романа.

Фантастика обращена в будущее. Фантасты описывают возможные сценарии. Некоторые сбываются. Через два года после публикации романа метафора лавалитового мира переместилась в реальность.

Лавалитовый мир: реальность

В 1979 году мир официально вступил в эпоху турбулентности. В колокол забил папа стратегического менеджмента — Игорь Ансофф. Он создал шкалу турбулентности: от (1) большинство изменений предсказуемы к (5) частые непредвиденные ситуации. Счастливый семьдесят девятый! Пять уровней турбулентности. Красота! Пройдет немного времени и никто не вспомнит про первые четыре уровня.

В 1987 году для отражения изменчивости, неопределенности, сложности и двусмысленности создан концепт VUCA-мира.

В 2000 году профессор Лондонской школы бизнеса Гэри Хэмел провозгласил "Эру революций".

В 2001 профессора Стокгольмской школы экономики Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале написали:

Добро пожаловать в эру непредсказуемости. Добро пожаловать в эпоху постоянно срабатывающей сигнализации, где вся жизнь — сплошная неожиданность и никто не может сказать, что случится завтра.

В 2004 начал триумфальное шествие корпус текстов "INCERTO" Нассима Талеба с тезисом о принципиальной непрозрачности мира.

В 2020 году придуман акроним "BANI" — Brittle, Anxious, Nonlinear, Incompehensible — хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый.

Лавалитовый мир, эпоха турбулентности, VUCA-мир, эра революций, INCERTO, BANI — зачем столько новых дорогих слов? Что увидели выдающиеся умы человечества? В какую бездну заглянули? Чем обеспокоились? Чем взбудоражились? Чего испугались?

Закон экономической энтропии

Кончилась эпоха "построенных навечно". В лавалитовом мире конкурентные преимущества временны. Источники благосостояния временны. Личные достижения временны. Всё создаётся, развивается, размывается и сходит на нет. Компании, государства, люди — все под давлением. Теперь все спят сном младенца — просыпаются каждые два часа и плачут.

Интеллектуалы вцепились в вопрос "Как зарабатывать деньги в непрерывно меняющемся мире?

Гипотеза 1. Ставка на талант

Первую амбициозную попытку хакнуть лавалитовый мир предприняли Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале — бритые наголо профессора из Стокгольма. Они сделали ставку на талант и яркую индивидуальность. Ставка не сыграла.

Нассим Талеб молотом разбил концепцию "таланта". В работе "Одураченные случайностью" он показал что "талант" с точки зрения математики — это "удача". При бесконечном количестве попыток бесконечного количества участников кому-то просто повезет. Его объявят "талантом", найдут признаки гениальности, а родословную возведут к богам.

Гипотеза 2. Ставка на антихрупкость

В 2007 Нассим Талеб показал механику непрерывных изменений — в лавалитовом мире господствуют Черные лебеди — аномальные события с масштабными последствиями (они очевидны "после", но непредсказуемы "до"). Черные лебеди — это смазка для закона экономической энтропии и драйвер для тех, кого несет на вершину.

В 2012 году Нассим Талеб опубликовал работу "Антихрупкость". Антихрупкость — свойство живых систем, которые пройдя испытания, становятся лучше прежнего. По замыслу автора антихрупость — это средство от Черного лебедя. Талеб предложил массу инструментов для развития антихрупкости: триада, стратегия штанги, бриколаж и т.д.

Пост-Антихрупкость

Однако, инструменты Антихрупкости отвечают на вопрос "Как подготовиться к прилёту Черного лебедя?". В работах Талеба нет ответа на вопрос: "Что делать, когда прилетел Черный лебедь?".

Представим. Прилетел позитивный Черный лебедь и стремительно несёт на вершину, что делать? Раскурить сигару, заказать шампанского и уехать на Мальдивы? Или что? Смотрим с другой стороны. Прилетел негативный Черный лебедь и старательно закатывает в асфальт. Что делать? Забиться в угол, поплакать и сказать "не судьба"?

Далее. Талеб утверждает, абсолютная антихрупкость невозможна. Можно развивать относительную антихрупкость в том или ином направлении. Однако, Черные лебеди непредсказуемы по определению. Следовательно, мы никогда не сможем развить антихрупкость в том направлении, где она нужна. Нельзя подстелить соломку, если не знаешь где стелить.

Mr. Taleb's skin in the game

24 февраля Российская Федерация начала боевые действия на территории Украины. Нассим Талеб поддержал Украину и прочитал лекцию при поддержке Киевской школы экономики.

Преамбула:

Мое детство прошло во время войны в Ливане – я знаю, как это ощущается, и знаю, что больше всего вы хотите возвращения к нормальной жизни. Я желаю вам удачи, мое сердце с вами.

Дальше Нассим Талеб рассказал о своих исследованиях, опыте трейдинга, медицине, антихрупкости и эволюции.

Финал:

Я знаю, что вы сейчас переживаете трудные времена. Не забывайте о посттравматическом росте, это вас ободрит.

Эээээээээ. Что это было? Эксперт по вопросу "Как извлекать выгоду их хаоса?" желает удачи?! Удачи?! Удачи можно пожелать и не писав два кирпича текстов.

Я понял бы, если бы Нассим Талеб провел мастер-класс и показал Украине (раз уж "skin in the game") как извлечь выгоду из этой ситуации. Например так: вынимаете Триаду, перемешаетесь в третий домен при помощи Стратегии штанги и полируете Опытом проб и ошибок. Но, нет, просто "Удачи" и ободрение "посттравматическим ростом".

Смотрим на Ливан. Как там с посттравматическим ростом? Война закончилась. 2020 год. Ливан объявил дефолт. Важный вывод. "Посттравматический рост" — это надежда, а не механика. Может, да. Может, нет.

Ладно, не будем слишком строги к мэтру. Возможно, была секретная часть доклада с прикладными рекомендациями. Была ли она? Взяли ли её на вооружение? Не знаю. Я вижу, что действия Украины подчинены строгой логике.

  1. Если баланс сил не в твою пользу, проси мира (первые выступления Зеленского).
  2. Если противник не идет на мир, наращивай силу (раздача оружия населению).
  3. Если нет времени наращивать силу, создавай коалицию (санкции, оружие, наёмники).

Откуда взялась эта мудрость? А это написано в каждом учебнике по стратегии. Прямо на первой странице. Утрирую, конечно.

Слепая зона мистера Талеба

Нассим Талеб черпал мудрость из трех источников: опыт трейдинга, личная биография, наследие стоиков. Он пропустил целый интеллектуальный пласт. Цитата:

В бизнес‑школе я редко посещал лекции по стратегическому планированию, хотя этот курс был обязательным, а когда я показывался в аудитории, то ни одной наносекунды не слушал преподавателя; я даже учебников по этому курсу не покупал. В студенческой культуре есть здравый смысл: мы все знали, что "стратегическое планирование" — это болтология.

Тысячи лет человечество полирует универсальное средство работы с Черным лебедем — позитивным и негативным — стратегию. В бизнесе это формулируется так: если рост, нужна стратегия роста, если кризис — стратегия выхода из кризиса. Мистер Талеб не знает об этом.

Готов ко всему!

Лавалитовый мир непрерывно генерирует возможности и угрозы. Астероид благополучия несется сквозь космос хаоса. Мир полон сюрпризов. Иногда приятных, иногда так себе.

Черного лебедя нельзя предсказать. Единственный способ жизни в лавалитовом мире: быть готовым мгновенно и правильно отреагировать на любую случайность. Если реагировать медленно, если реагировать неправильно, то каждая трансформация мира ухудшает положение. Как говорили древние, единственное, к чему мы сейчас должны быть готовы — ко всему!

Мгновенный правильный ответ — техника для жизни в лавалитовом мире. Умение извлекать выгоду из любых ситуаций — навык для жизни в лавалитовом мире. Так каждая трансформация мира улучшает положение. 

Если ад вырвался наружу, пора расположится с удобствами. Адаптация, быстрая адаптация, молниеносная адаптация — этим занимаются стратеги. Они созданы для жизни в лавалитовом мире. Профессиональные сюрпризоведы.

Сюрприз! Не все стратеги выживут, но те, кто выживет — будут стратегами. У не/стратегов нет шансов, им нечего противопоставить. Работать в хаосе без стратегии, это все равно что быть в космосе без скафандра.


Приглашаю на панихиду.

Почтим минутой молчания стабильный, понятный, простой, однозначный мир. Он был добр к нам. Покойся с миром.

Аминь.


Младшая версия: Лавалитовый мир — 1st Edition