March 23, 2023

Цветочек аленький

"Каждому нужна стратегия." — так начал книгу "Strategy: А history" великий Лоуренс Фридман.

Зачем? Зачем стратегия "каждому"?

У стратегии три канонических сферы применения — война, политика, бизнес. Как заботливый отец, стратегия привозит любимым дочерям из стран заморских то, чего они хотят больше всего. Военным — победы, политикам — власть, предпринимателям — процветание.

Если вы воюете, занимаетесь политикой или строите бизнес, то добро пожаловать в клуб! А если нет?

В книге нет ответа. Она всё-таки про войну, политику и бизнес. Есть общие рассуждения о том, что жизнь — штука сложная, а вот трансфера идей Сунь-Цзы, Макиавелли и Румельта в жизнь "каждого" там нет.

Однако, тезис о том, что стратегия нужна каждому интересный. И время от времени я к нему возвращался. Вспоминал обучение на военной кафедре, политические кампании, кейсы из бизнеса.

Я искал безусловную универсальную полезность стратегии для каждого человека во вселенной. И для офицера разведывательно-диверсионной группы и для водителя скорой помощи. И для депутата Законодательной Думы и для сельского учителя. И для владельца восьмиэтажного офисного здания в центре города и для батюшки в храме.

На слово "empowering" я наткнулся случайно. Его можно перевести с английского как *придание большей силы, уверенности и контроля над жизнью*. Ближайшие аналоги в русском языке — могущество и мощь. Противоположность "empowering" — "disempowering" — лишение силы, власти и контроля.

Держите перед глазами ось empowering — disempowering и станет понятна ценность стратегии для каждого.

Рано или поздно, так или иначе хаос стучится в дверь каждого. Личные стратегические навыки — это чуть больше власти, чуть больше силы и чуть больше контроля над жизнью. Чуть меньше беспомощности, чуть меньше разочарований, чуть меньше бремени последствий.

— Папа, но ведь "чуть" это мало!
— По земным меркам, "чуть" — это много.

Иногда "чуть" — эта та тонкая и необходимая грань, которая отделяет от погружения в хаос, реализации безумных идей или аморфного наблюдения за протекающей жизнью. Тем более, мы говорим о "каждом", а не о тех, кто специально качается. Их "чуть" чуть больше.