Ох уж этот сценарий...
Современная форма стратегии — это сценарий.
Сценарий похож на план, они: (а) литературно-визуальные формы, (б) содержат описания действий, (в) включают материально-техническую базу, (г) способны направлять коллективные действия, (д) пригодны к детализации любого уровня.
Однако, если речь идет о стратегии, то сценарий обладает преимуществами.
Во-первых, сценарии наполнены кризисами.
Изначально сценарии создавались для спектаклей, фильмов, шоу и игр. Обязательный элемент сценария — конфликт. Конфликт развивает сюжет. Без конфликта, борьбы, кризиса или противостояния зрители скучают.
Конфликт — ключевое отличие сценария от плана. Конфликты разрушают план, но сценарии их впитывают. Под ударом нового кризиса план рассыпается, а сценарий просто создает новую сюжетную арку. В терминологии Талеба сценарии обладают антихрупкостью. Антихрупкость — не только способность выживать в кризисных ситуациях, но и способность усиливаться от них.
Чем больше треша, тем крепче сценарий. В результате, сценарии прекрасно чувствуют себя в нестабильных средах.
Во-вторых, сценарии сделаны для людей.
Первые известные сценарии созданы для театра в Древней Греции. Их сделали люди для людей.
В отличие от планов, сценарии чувствительны к мотивации, они создают атмосферу, настроение, эмоции. Рождают сопереживание, создают эффект присутствия и вовлекают в действие. Сценарии человечны, интересны и живы, а планы бездушны.
Сценарии комфорты. Обычно планы рисуют привлекательную цель, а потом предлагают трудный и унизительный путь. Сценарии позволяют наслаждаться процессом. Для стратегии это важно. Например, Саул Алинский — культовая фигура в мире стратегий — говорил, что при реализации нужно держаться ближе к своей зоне комфорта. Мистер Алинский прагматичен: внутри зоны комфорта сложней ощутить растерянность, страх и легче преодолеть позыв к отступлению.
В-третьих, сценарии обладают гибкостью.
План говорит "есть лишь один путь и одна победа", сценарий отвечает — "нет-нет-нет, есть ветки вариантов, если так, то так, а если эдак, то эдак".
Планы исполнятся благодаря контролю, дисциплине и наказаниям, а сценарии культивируют гибкость мышления, находчивость и изобретательность. Колумб искал путь в Индию — не нашел — o'k, везем богатства из Америки. Компания Pfizer делала силденафил как средство для лечения сердца — эффект минимален — лан, продаем виагру.
План нетерпим к ошибкам, а сценарий снисходителен к ним. Почему? ... Потому что новую сюжетную линию можно начать в любой момент. И скорректировать весь сценарий. С планами так не получается, отказ одного элемента разрушает всю цепочку связей.
Современная форма стратегии — это сценарий, который обладает преимуществами перед планом — сценарий гибок, сделан для людей и питается кризисами. Сценарий — это современная форма, а план — морально устаревшая. Говорить о том, что "стратегия — это план", все равно, что объяснять как на повозке доехать от Питера до Парижу.
Берегите гибкость, человечность и антихрупкость своих стратегий!