Борьба за процветание
Процветание нельзя получить "просто так". Придется бороться. За годы работы я собирал и систематизировал конфликты. Потом раскидал по уровням. Получилось пять уровней борьбы за процветание.
Уровень 1. Борьба со статистикой. Предприниматель хочет владеть прибыльным бизнесом, но статистика выживаемости выглядит удручающей. Статистические конфликты, например, снижение издержек или повышение рентабельности на 2%.
Уровень 2. Борьба с обществом. Предпринимать хочет, чтобы его уважали, но российское общество враждебно духу предпринимательства. Тут целый пакет факторов: (а) историческое наследие в виде Татаро-монгольского ига, крепостного права и СССР; (б) идеологическое наследие в виде социал-коммунизма; (в) криминальные традиции, во всеми этими "обезжириваниями" и "комерсов нужно доить"; (г) религиозные предрассудки в стиле "православие несовместимо с богатством". Обществу нравится, когда предприниматель всем своим видом говорит "Извините, что живу".
Уровень 3. Борьба с конкурентами. Предприниматель хочет получать самые лакомые куски, но он не один такой умный. Проявлений масса: от маркетинговых стратегий до рейдерских захватов.
Уровень 4. Борьба с организацией. Предприниматель хочет, чтобы бизнес работал как швейцарские часы, но у всех свои планы на "машинку по зарабатыванию денег". Партнёры, наставники, клиенты, подчиненные, чиновники, родители, мужья, жены, дети, инвесторы. Все хотят влиять. Все требуют признать "свой уникальный вклад" в успех "нашего общего дела". Из Богом забытых деревень эшелонами прибывают двоюродные братья сестры жены сына от первого брака и очередь выстраивается до Кейптауна.
Уровень 5. Борьба с самим собой. В теории внутренний мир человека представляет строгую иерархию. Все упорядочено и разложено по полочкам. Мысли, знания, представления, убеждения, ценности, идеалы, фантазии, мечты, интересы, желания, потребности, цели, воспоминания, интуитивные прозрения, самооценка, идентичность, чувства, переживания. На практике внутренний мир человека — это какофония. Желания противоречивы; идентичность борется с фантазией; стремление к творчеству противоречит опыту менеджмента; люблю делать одно, но платят за другое и т.д., до бесконечности.
Вишенка на торте. Участие в одном конфликте на одном уровне — сказочная редкость. В любой момент времени каждый предприниматель участвует сразу в нескольких конфликтах и на разных уровнях. В сумме мы получаем напряжение невероятной силы. По силовым линиям сознания все время бежит ток.
Вишенка на торте 2. Содержание конфликта определяет содержание стратегии. Берем что-нибудь простое, например, позиционирование. При сходстве формы, — стратегия позиционирования она и в Африке стратегия позиционирования — содержание будет различным. Одно дело, если предприниматель хочет выйти "из тени отца" (внутренний конфликт), совсем другое, если хочет "поставить Васю на место" (конфликт с конкурентами). Понимаете о чем я? В одном случае, нужна "отстройка от Васи", а в другом "отстройка от отца". И это сильно разные вещи.
Пять уровней борьбы — со статистикой, с обществом, с конкурентами, собственной организацией, самим собой — это реалистичная картина предпринимательской жизни, а не все эти пентхаусы в дубаях. Не готовы бороться? Не связывайтесь с предпринимательством.
Напишите в комментариях: какой уровень конфликта вы считаете самым жестоким?