Игра в жизнь
Цель. Игры ведутся для удовольствия. Тоже самое можно сказать про жизнь. Мы стремимся к счастью, благополучию, реализации желаний и получению наслаждений. Цель жизни — простая формула: максимум наслаждений, минимум страданий. Мы готовы страдать, но, если наслаждение будет О-ГО-ГО.
Правила. Игры ведутся по правилам, они создают структуру и границы для действий участников. В жизни полно правил. Моральные нормы регулируют этическое поведение. Традиции диктуют, как взаимодействовать с окружающими. Правила дорожного движения регламентируют поведение на дороге. Даже если "никакие правила не работают", это всё равно правило.
Свобода. Игры предлагают свободу действий. Можно экспериментировать с любыми сценариями, в том числе нарушать правила (не без последствий, разумеется). В жизни тоже самое. Каждый волен принимать любые решения и поварешкой вкушать (выгребать) последствия.
Вовлеченность. Игры требуют активного участия, физического, ментального или эмоционального. В жизни так же. По факту заключения в теле нам обеспечена физическая вовлеченность. Проблемы, решения, планирование обеспечивают вовлеченность ментальную. А социальные сети гарантируют вовлеченность эмоциональную.
Взаимодействие. Игры проходят в контексте конкуренции (игроки стремятся победить друг друга) и/или кооперации (игроки объединяют усилия для достижения общей цели). Тут всё очевидно. Прямо со школы мы приучаемся кооперироваться-конкурировать одновременно.
Непредсказуемость. Игры включают элемент неопределённости, процесс и исход игры не известны заранее. Жизнь полна сюрпризов. Наверняка никто не знает удастся ли достичь цели, повезёт ли в отношениях, случится ли карьера. Да и в какой момент на табло жизни высветится "Game over" тоже не известно. Вдвойне обидно, если только в этот момент начал понимать как всё устроено.
Временные и пространственные границы. Игры имеют ограниченное время и/или пространство. Тут всё понятно. В жизни мы внутри предельно конкретных обстоятельств пространства и времени.
До этого момента сходство жизни с игрой абсолютно.
Но у игры есть ещё один существенный элемент.
Реальность. Игры создают альтернативную или воображаемую реальность, которая позволяет участникам "отключаться" от повседневности.
И вот тут вся моя стройная теория летит под откос. Я же утверждал, что "жизнь-как-игра" является проявлением махрового реализма — восприятие мира таким, какой он есть, без иллюзий.
Если игры создают воображаемую реальность, значит, они никак не могут быть связаны с реализмом.