March 27

Стратег в поп-культуре 2. Бизнес Петра Решетникова  

В романе Сергея Лукьяненко "Семь дней до Мегиддо" у стратегов большое будущее. Продолжим разговор и перенесемся в настоящее.

Поп-культура поставляет интересные иллюстрации работы полевого стратега. "12 друзей Оушена", "Бумажный дом", "Хвост, который виляет собакой". Когда смотришь, возникает вопрос: откуда у протагонистов столь выдающиеся комбинаторные способности? Ответа нет. Стратегичность героев идет "по умолчанию". При таком подходе её нельзя развивать, на неё нельзя влиять. Это грустно.

Раскрыть профессиональные секреты поможет Петр Решетников из сериала "Алиби".

Петр Решетников — владелец агентства по созданию алиби. К нему обращаются люди, которым нужно сделать альтернативную "реальность". Петр специализируется на экстремальных событиях личного характера. Его клиенты — изменщики, двоеженцы, непутевые дети олигархов. Петр виртуозно находит выход из любой ситуации, что не удивительно, это кино — его для этого и сделали.

Удивительно другое. В сериале есть указание на механику, благодаря которой работает главный герой. Петр Решетников - сценарист. Он пишет сценарии сериалов для федеральных каналов. Сценарное мастерство позволяет решать нетривиальные задачи прикладного характера.

Стратегия как сценарий. Стратег как сценарист. Мысль относительно свежая. Однако...

Возьмем две методологии создания продуктов. "Стратегия голубого океана" и "Job to be Done" (в изложении Алана Клемента). Первая — это сценарий создания продукта, вторая — набор идей о создании продукта. Разница очевидна. СГО можно сразу исполнить, а JtbD придется плотно обточить напильником.

Для стратега умение сделать сценарий, столь же важно как и умение сделать кейс. Хороший сценарий = славная реализация.

Добавлю, что сериал основан на реальной фактуре. Алиби-сети действительно существуют. Они возникли в Японии в 1990-х.