Владелец жизни
Хорошо, когда есть цели. Плохо, когда цели гавно.
В 1954 году Питер Друкер придумал Management by Objectives — Управление по целям. Сегодня цели стали священной коровой. Цели есть у компаний и людей, корпоративные и личные, коммерческие и благотворительные. Теперь жизнь состоит из целей, если нет целей, то вроде как и не живешь.
Цель — это представление о конечном результате деятельности.
Сизифов труд
Цели бывают плохие и хорошие. Плохие цели встречаются часто, хорошие — редко. Владелец плохих целей напоминает Сизифа: тащит-тащит-тащит цели в гору, но они срываются. Всегда. Рано или поздно. Так или иначе. Сизиф не получает результатов от деятельности. Он напрасно тратит время-деньги-силы. Ему нечего предъявить в качестве достижений. Его деятельность контрпродуктивна. Его охватывает апатия. Его мысли крутятся по кругу "чего хочу — не знаю, чего знаю — не хочу".
Понять природу хороших целей поможет базовая маркетинговая концепция "Потребности-Желания-Спрос".
Откуда берутся цели?
Деятельность пробуждают потребности. Если потребности удовлетворены, никто ничего делать не будет. Нет деятельности, значит, и целей — представлений о конечном результате — нет.
Потребность — ощущение нехватки чего-либо. Пища, воздух, вода, секс, одежда, жильё, отдых, образование, развлечения, уважение, самореализация и т.д. — нужны человеку для полноценной жизни. Потребность является в негативных ощущениях — голод, холод, страх, скука и т.д.
Желание. Потребность, направленная на конкретный объект, способный ликвидировать негативное ощущение, приобретает форму желания. Форма зависит от социального контекста. Чтобы приятно провести время немцы пьют пиво, а французы — вино.
Спрос — желание конкретного продукта, подкреплённое способностью его приобрести (платёжеспособностью). Многие хотят Бузову, но мало кто потянет морально и материально.
Схема понятна и проста. На уровне потребностей цель зарождается, на уровне желаний приобретает форму, на уровне спроса подкрепляется ресурсам. Пример: вы едете на совещание, голова не соображает (потребность), решаете выпить кофе (желание), заезжаете в кафе и выпиваете четыре эспрессо (спрос).
Убийцы хороших целей
Осознание потребности — формулировка желания — подкрепление ресурсами. Всё просто. Ага. Счас. Ничего не выйдет.
Во-первых, есть проблема с осознанием потребностей. Чем шире человечество охватывает эпидемия "Позитивного мышления", тем слабее люди улавливают сигналы о неудовлетворенных потребностях. В бизнесе бардак, дома ад, здоровья нет, а всё равно "I'm fine, thank you."
Во-вторых, есть технологические разрывы: (а) между осознанием потребности и формулировкой желания — одна потребность может быть удовлетворена множеством форм; (б) между формулировкой желания и подкреплением ресурсами — желания вступают в жесткую борьбу друг другом за ресурсы.
В-третьих, есть когнитивные искажения — сбои в работе сознания. Они позволяют специально обученным людям — продавцам, рекламщикам, маркетологам, пиарщикам, бренд-менеджерам — хакнуть сознание и сразу перейти к стадии формирования спроса. Пожалуй, наиболее интересны два когнитивных искажения:
Информационный каскад — склонность считать, что суждения других более верные, даже если противоречат собственной оценке. Человек наблюдает поведение предшественников и повторяет его вне зависимости от имеющейся информации. Все купили iPhone и я!
Эффект ореола (гало-эффект) — мнения о человеке, объекте, ситуации на основании одной черты. Если человек привлекателен внешне, то его моральные качества также оцениваются высоко. Если дизайн гаджета хорош, то и технические характеристики превосходны.
Самый жесткий сценарий использования когнитивных искажений — информационные войны — люди добровольно эффективно и напористо стремятся достигнуть целей, которые ухудшат их положение.
В сумме: ставить плохие цели легче, чем хорошие.
Владелец жизни
Разделим людей на три категории: исполнитель, менеджер, владелец. Исполнитель — работает работу на работе. Менеджер — достигает цели владельца. Владелец — ставит цели перед менеджером.
Обязанность владельца — ставить хорошие цели. Умение ставить хорошие цели переводит в стаз владельца, вне зависимости от формального статуса. Для этого нужны личные стратегические навыки.
Формула хорошей цели
Формула хорошей цели: осознание потребности — формулировка желания — подкрепление ресурсами.
Если посмотреть внимательно, то формула хорошей цели включает три речевых маркера: "надо" + "хочу" + "могу". Наличие всех компонентов обязательно, если "хочу" и "могу", но не "надо" — это плохая цель. Кстати, по этому сценарию проходят супружеские измены: хочу, могу, но, в общем-то, не надо. Не все, конечно.