Стратегическая верность
Учебники по стратегии категоричны. Стратегия подразумевает "Нет!". Мы делаем выбор и следуем решению продолжительное время. Как брак в старом-добром-смысле. "Да!" одной альтернативе, автоматически означает "Нет" всем остальным. Однако…
Впервые я столкнулся с проблемой стратегической верности в 2004 году. Я делал комплекс мероприятий для частного вуза. И среди прочего придумал вузу новое позиционирование. После завершения работ один из владельцев сказал "Игорь Анатольевич, нам всё нравится, но… Если к нам придут клиенты, которые будут готовы платить, но новое позиционирование им будет не интересно… Что нам делать? Мы должны пренебречь позиционированием и взять деньги… Или сохранить верность и отказаться от денег?"
Признаюсь, я не знал, что ответить. Я понимаю суть вопроса. Я понимаю его боль. Должен ли клиент выпустить синицу из рук ради журавля в небе? Сработает стратегия или нет, ещё бабушка надвое сказала, а деньги-то вот предлагают. Здесь и сейчас. С одной стороны, правильный ответ звучит так: храните верность позиционированию, откажитесь от сиюминутной возможности. С другой стороны, предназначение бизнеса - генерировать прибыль. Какая разница возникла эта прибыль в результате целенаправленной работы над позиционированием или благодаря счастливому стечению обстоятельств?
Пока мы не уясним суть стратегической верности, решить проблему невозможно. Стратегическая верность - это верность чему? Принятому решению или…
С чего начинается разработка стратегии? Если вы сказали с "постановки цели", то, это "моветон". С 2011 года признаком хорошего тона является начинать разработку стратегии с диагноза - определение или объяснения природы проблемы. Суть стратегической верности - это верность решаемой проблеме.
"Верность проблеме" означает, что решение может быть изменено любой момент. Поэтому правильный ответ звучит так: если денег, которые предлагают, хватит для решения стратегической проблемы, берите деньги. Если нет - придерживайтесь позиционирования.