Стратегический актив стартапа
Вы задумывались какой у стартапа главный стратегический актив?
Деньги... Люди… Технология... Энергия основателей…
Крутые стартапы владеют крутой проблемой. Подчеркиваю, не крутым решением, а крутой проблемой. Такой, что дух захватывает и волосы на лодыжках встают колом. Решения у стартапов, как правило, так себе, ещё пилить и пилить. И стартапам прощают. Они решают проблему, которую стыдливо обходят стороной. Стартапы уважают за смелость бросить вызов.
В заметке "Стратегическая верность" я рассказал, что суть стратегической верности — быть верным проблеме. А в заметке "Верификация проблемы" — как сделать первый подход к проблеме... При чем здесь стартапы?
Идеальный стартап может четко, ясно и недвусмысленно назвать решаемую проблему и придерживаться верности решаемой проблеме. Зайдите на сайт проекта Calico и вы увидите четкую фокусировку (верность) и формулировку (верификация) проблемы.
One of life’s greatest mysteries
What is the underlying biology that determines how fast an organism ages?
What if we could better understand how we age?
How can we help people live longer, healthier lives?
Challenging questions like these brought us to science.
And today, they give us purpose.
Не просто найти крутую проблему. Представим, что неофит решил заняться производством бутилированной воды. Присмотрел линию, нашел хорошую воду, прикинул фин. модель и пришел к инвестору.
— Я буду продавать бутилированную воду…
— Это интересно…
— Моя вода утоляет жажду!
— И всё?
— И всё!
— Вода-а-а… утоляет жажду … что тут скажешь… Смело! Оригинально! Свежо! Двух психиатров, пожалуйста, за шестой столик…
Вода утоляет жажду. Автомобили ездят. Лампочки загораются. Это нормально. И этого явно недостаточно запуска стартапа. Найти нерешенную и злую проблему у платежеспособной аудитории — это все равно что найти карту острова сокровищ.
Нет проблемы произвести воду… Ладно, есть такая проблема… Но намного сложнее попасть в сети. И еще сложнее — убедить взять бутылку с полки, донести до кассы и приложить смартфон к терминалу. Без понимания проблемы сделать это невозможно. Проблема — это основа купли-продажи.
Понимание клиентской проблемы — первый главный и основной актив стартапа. Если стартап не вдупяляет клиентскую проблему (или хотя бы гипотезу клиентской проблемы), то он жжет ресурсы.
Верифицированная проблема — главный стратегический актив стартапа.