Презервативы "Zeitgeist"
Когда-то, очень давно, Аристотель назвал три класса аргументов — этос, логос и пафос.
Этос — авторитет оратора, его моральный облик и доверие аудитории. Логос — логическая аргументация, факты и доказательства. Пафос — эмоциональное воздействие на чувства аудитории.
Прошло время. И немецкая философия одарила нас дивным термином "Zeitgeist". Это слово означает "дух времени" — общее настроение, идеи и культурный климат, характерный для определённой эпохи.
"Zeitgeist" — не просто слово, это новый класс аргументов.
Доказательство может быть некрасивым, нелогичным, аморальным, но... оно соответствует духу времени и на этом основании — вуаля! — это аргумент. И не просто аргумент, а АРГУМЕНТИЩЕ. Такой, что кроет этику, логику и чувства.
Я смотрю ленту новостей и некоторые "общественные тенденции" травмируют моё эстетическое чувство, оскорбляют мой разум и дискредитируют нравственное начало, но "сейчас так принято". Куда деваться.
Наверно всем детям родители пытались привить защиту от Zeitgeist. Задавали риторический вопрос "А, если все пойдут с крыши прыгать, ты тоже пойдешь!?". И, мы, разумеется, отвечали "Нет, конечно!" А потом... чем мы только не занимались, чтобы соответствовать "духу времени". Впрочем, мало что изменилось.
Если вдруг, по каким-то причинам, вам потребуется взрослая защита от Zeitgeist, то ловите секретную формулу: "Мне это не нравится. Я с этим не согласен. Это аморально."
Этика, логика и эмоции защищают от Zeitgeist не хуже презерватива.