Антистратег
В педагогическом дизайне есть прием инверсии — представить результат, противоположный желаемому. Давайте его используем и поговорим о полном антиподе стратега.
Есть мнение, что антиподом стратега выступает тактик.
О человеке так и говорят "он не стратег, он тактик".
Тактик — начальная фаза развития стратега, а не полная противоположность. Противопоставлять тактика стратегу, это все равно, что противопоставлять мальчика мужчине. А девочку женщине. Да, возможности еще не те, но потенциал уже есть.
У противоположности же, как раз, вовсе нет нужного потенциала.
Полный антипод стратега — это мудак.
Разумеется, я использую слово “мудак” как термин, а не оскорбление. Еще в 2007 году это сделал профессор Стэнфордского университета Роберт Саттон, когда написал книгу “Не работайте с мудаками”. Теперь каждый, кто использует слово “мудак”, может считать себя респектабельным ученым.
Но вот, что интересно. Слово “мудак” имеет созвучие с термином “муда”. Его ввел в деловой оборот Тайити Оно — выдающийся японский бизнесмен. Муда — это потери. Производство изделий, которые никому не нужны; реализация бессмысленных проектов; ажиотаж людей без всякой цели — это примеры муды.
Удивительно, правда? Термины "мудак" и “муда” рождены в разных культурах, но в русском языке — великом и могучем — они близки фонетически и семантически.
Мудак производит муду — вот определение и функция антистратега.
На вершине иерархии мудаков находится “конченый мудак”.
Я, разумеется, снова использую это словосочетание как термин, а не как оскорбление. Главный признак конченого мудака — он ломает шкалу оценок: “потери” называет “приобретениями”. Его словарь: “отрицательный рост”, “мы ускорили падение, чтобы быстрей оттолкнуться от дна”, “это не потери, это инвестиции” и т.д.
Конченый мудак ведет прямо в пропасть.
Возьмём пример Netflix: в 2011 году компания попыталась разделить DVD-аренду и стриминг, что привело к массовому оттоку подписчиков и падению акций на 75%. Руководство признало ошибку — потери есть потери, — и отменило разделение, вернулось к единой модели и усилило фокус на стриминге. А, что бы было, если бы они рассказывали про "ценность отрицательного роста" или "инвестиции в будущее"?
Наш разговор об антистратеге был бы неполон, если бы мы не пополнили каталог “внутренним мудаком”.
Внутренний мудак производит муду не в офисе или компании, а в голове: прокрастинация, бесконечные сомнения, самосаботаж, “идеальные” но неосуществимые планы, внутренние споры, бесконечные саморассказы о тяжелом детстве, игрушках, прибитых к полу — и т.д.
Внутренний мудак съедает психическую энергию. Буквально изматывает на пустом месте. Полчаса с собой пообщался и будто кросс пробежал.
Образ антистратега — простой инструмент самоконтроля. Быть стратегом — это значит НЕ/быть мудаком — ни конченым, ни внутренним.
Есть простая система координат: потери и приобретения. Если ты не расторговал ситуацию в свою пользу и пока только вкладываешь, вкладываешь и вкладываешь, значит, генерируются потери. Расторгуешь, будет приобретение. Если расторгуешь. Называть потери приобретениями не нужно. Потери — это потери. Приобретения — это приобретения. В отчете о прибылях и убытках это разные ячейки. И вокруг каждой ячейки разделительная линия. Она не просто так там нарисована.
2022.07.21, 2025.10.31