Ох уж этот SMART ...
Когда я говорю о том, что план — неудачный форм-фактор для стратегии, мне говорят, цели надо обработать цели напильником SMART. Они должны быть конкретны, измеримы, достижимы, значимы, определены во времени.
Итак, стратегия и SMART. Что такое критерии SMART?
Specific (конкретность). Четкое описание результата. Например, увеличить чистую прибыль бизнеса.
Measurable (измеримость). Метрики измерения прогресса. Увеличить чистую прибыль бизнеса на 25%.
Achievable (достижимость). Обычно речь идёт об опыте, ресурсах и способе достижения цели. Увеличить чистую прибыль бизнеса на 25% за счет вывода на рынок новой линейки продуктов (три года назад команда вывела на рынок новую линейку продуктов и подняла чистую прибыль на 25%.)
Relevant (значимость). Ответ на вопрос "Почему я этого хочу?". Увеличить чистую прибыль своего бизнеса на 25% за счет вывода на рынок новой линейки продуктов, потому что я жду прибавление в семействе.
Time-bound (определены во времени). Зафиксирован финальный срок достижения цели. К 31 декабря 20XX года увеличить чистую прибыль своего бизнеса на 25% за счет вывода на рынок новой линейки продуктов.
SMART-цели дарят наслаждение. Убаюкивают. Красиво, стройно, в ёлочку. Хочется открыть шампанское, раскурить сигару и гордиться собой. Как будто цель уже достигнута.
"Как будто" — ключевые слова. Однако 10 талеров в кармане и 10 талеров в голове — очень разные деньги. Результаты в форме представлений (фантазий о результатах) и результаты в форме достижений (фактических результатов) — очень разные результаты.
Рассмотрим реальный кейс. Как идеальный SMART-план пошел по пессимистическому сценарию.