Кейс
Итак, вы обратили внимание на самый сильный сигнал в системе, установили источник сигнала, удостоверились, что проблема реально существует. Пора организовать материал. Сознательно организованная история приобретает значимость и вес.
В сериале "Игра на выживание" главный герой (фотограф) предпочел снять кадр убийства девочки вмешательству. На этапах "Стартер", "Инсайт", "Верификация" вы находитесь в роли наблюдателя, исследователя, журналиста. На этапе "Кейс" начинаете брать ситуацию под контроль.
Когерентность
Так сложились звезды, что сознание управляется историями, а для историй важна когерентность. Когерентность = взаимосвязь. Связанную историю из осколков реальности собирает кейс. Он организует, раскладывает по полочкам полученный опыт.
Кейс
Кейс — это набор значимых обстоятельств. Умение создать кейс предполагает отбраковку львиного объёма информации и создание связей между фрагментами реальности. Ценность кейса обратно пропорциональна количеству информации и прямо пропорциональна количеству связей. По сути, чем больше несвязанной информации содержит кейс, тем хуже. Чем меньше информации с большим количеством связей, тем лучше.
Case-study
Сase-study (метод кейсов) — один из столпов бизнес-образования.
Основная идея. Студенты получают распечатку на 10-20-30 страниц текста с описанием рабочей ситуации какой-то компании. Они читают кейс, предлагают решение и доказывают свою правоту в ходе совместного обсуждения.
Мне нравится метод кейсов — он предполагает решение практических задач — это всегда интересно. Но! Дьявол в деталях.
Студенты имеют дело с готовыми кейсами. Готовыми!!! Их создают заботливые профессора (и их ассистенты). Информацию собирают, структурируют и передают всем студентам в равном объёме.
Однако, в реальной бизнес-среде никаких готовых кейсов не существует! Информация поступает в сыром виде, хаотичном виде и распределяется неравномерно.
Чтобы решить кейс, нужно создать кейс. Эту работу можно делегировать исследователям или журналистам. Однако, если мы говорим о развитии персональных стратегических навыков, то кейс лучше делать самостоятельно. Создавать кейс самому — это все равно, что лично выбирать мясо, овощи, специи и вино для праздничного шашлыка.
Слуги Редьярда Киплинга
Вы собрали значимый материл, он пребывает в сыром, хаотичном, бессвязном виде. Сознанию тяжело с ним работать. Материал нужно организовать. Лучше всего поручить это слугам Редьярда Киплинга.
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Чтобы организовать собранный материал, задайте шесть вопросов — кто, что, где, когда, почему и как.
Ответы расположите в логической взаимосвязи. Последовательность значения не имеет.
— Кто-то как-то сделал что-то где-то когда-то почему-то.
— Когда-то кто-то почему-то сделал что-то где-то как-то.
— etc.
Отвечая на шесть вопросов, вы организовываете материал и начинаете брать проблему под контроль.
Подсказка
Обычно нет сложностей с тем, чтобы ответить на 5 вопросов: когда возникла проблема, где возникла проблема, кто обнаружил проблему, почему важно решить проблему, что представляет собой проблема.
Сложности есть с вопросом "как".
Вопрос "Как завинчена проблема?" ставит в тупик. Мы (люди) создаем саксесс стори легко и фак стори сложно. Спроси "как ты добился цели?" и выкатят подробный план. Успевай внимать, записывать и поддакивать. Задай вопрос "Как все пошло по пандемии?" и ответом будет тишина, "не знаю" и "что-то-пошло-не-так".
Здесь есть лукавство. И план победы и план провала — это последовательность шагов. Все знают шаги, которыми оказались в ненужном-месте-в-ненужное-время. Просто говорить некомфортно. Стыдно, как на приёме у проктолога.
Но говорить нужно. Для хорошего решения нужен конкретный набор обстоятельств. Без него возникнут сложности с имплементацией.
Подсказка 2
Пишите историю от имени главного героя = ответ на вопрос №1 верификации.
Техника Фейнмана
Бывают сложные проблемы, особенно класса "Черная медуза". Берешь наработанный массив из Стартера, Инсайта и Верификации, раскидываешь по вопросам Киплинга, но связанной истории не получается. И так ставишь кусочки пазла, и эдак, а все равно бессмыслица. В таких случаях нужно подключать технику Фейнмана. Она помогает глубоко понять суть проблемы.
Я люблю технику за лаконичность, простоту и демократичность. Мало кто считает её "стратегической", хотя она полностью соответствует ядру Румельта (о ядре в другой раз). О технике есть подробные гайды, я остановлюсь на самой сути.
Техника названа в честь физика Ричарда Фейнмана — нобелевского лауреата 1965 года по квантовой электродинамике. Она опирается на принцип "чтобы понять, нужно объяснить". Процедура:
(а) Взять лист бумаги и написать название концепта сверху.
(б) Объяснить концепт, используя простой язык. Как будто учите того, у кого нет базы, что у вас. Прописать примеры и убедиться, что концепт применим на практике.
(в) Выявить сферы, где не уверены или застряли на пути объяснений. Вернуться к источникам и записям, проработать сферы пока не станете ориентироваться в них также хорошо, как в остальных.
(г) Просмотреть объяснение, заменить технические термины простыми словами. Чтобы объяснить концепт даже ребенку. Всё.
Подсказка 3
Название концепта по технике Фейнмана = ответ на вопрос №9 верификации.
Подсказка 4
Есть проблемы, которые можно решить в соло. Есть проблемы, для решения которых нужна команда. Чтобы получить поддержку окружающих нужно уметь излагать суть проблемы четко, быстро и ясно. Такой навык ставит техника Фейнмана.
Подсказка 5
Так или иначе, логика любой фак стори — это три компонента:
1. Начало.
2. Контекст.
3. Конфликт.
Работа над кейсом завершается, когда получено обстоятельное связанное понятное описание проблемы.